Об утверждении Доклада о результатах правоприменительной практики осуществления муниципального земельного контроля на территории городского округа город Бор Нижегородской области за 2022 год

В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 30 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», пунктом 15 Положения о муниципальном земельном контроле на территории городского округа город Бор Нижегородской области, утвержденного решением Совета депутатов городского округа город Бор Нижегородской области от 28 сентября 2021 г. № 78:

1. Утвердить прилагаемый Доклад о результатах правоприменительной практики осуществления муниципального земельного контроля на территории городского округа город Бор Нижегородской области за 2022 год.

2. Общему отделу администрации городского округа г. Бор (Е.А. Копцова) обеспечить опубликование настоящего распоряжения в газете «Бор сегодня», сетевом издании «Бор-оффициал» и размещение на официальном сайте www.borcity.ru..

Глава местного самоуправления А.В. Боровский

Утвержден распоряжением главы местного самоуправления городского округа город Бор Нижегородской области от 25.07.2023 года № 35

Доклад о результатах правоприменительной практики осуществления муниципального земельного контроля на территории городского округа город Бор

Нижегородской области за 2022 год

1. Обобщение правоприменительной практики осуществления муниципального земельного контроля на территории городского округа город Бор Нижегородской области (далее - муниципальный земельный контроль) за 2022 год подготовлено в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 248-ФЗ).

2. Анализ правоприменительной практики осуществления муниципального земельного контроля подготовлен для решения следующих задач:

1) обеспечение единообразных подходов к применению администрацией городского округа город Бор Нижегородской области и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о муниципальном контроле;

2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;

3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);

4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;

5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о муниципальном контроле.

3. Муниципальный земельный контроль на территории городского округа город Бор Нижегородской области осуществляется администрацией городского округа город Бор Нижегородской области (далее - контрольный орган) непосредственно Департаментом имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Бор Нижегородской области (далее - Департамент).

4.Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение обязательных требований в сфере земельных отношений и охраны окружающей среды посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами (далее – контролируемые лица) обязательных требований, выявления нарушений обязательных требований, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий.

5. Объектами земельных отношений являются земли, земельные участки или части земельных участков.

6. В 2022 году в рамках осуществления муниципального земельного контроля на территории городского округа город Бор были проведены следующие контрольные (надзорные) мероприятия:

внеплановые выездные проверки - 12;

выездное обследование - 22;

наблюдение за соблюдением обязательных требований - 75.

Кроме того, в рамках профилактических мероприятий объявлено 96 предостережений и проведено 46 консультирований направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемых законом ценностям. Также, проведен 1 профилактический визит.

7. Типичными нарушениями при осуществлении муниципального земельного контроля являются:

7.1. Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. Самовольное занятие земельного участка, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ представляет собой неправомерный захват и использование земельного участка лицами, не имеющими на нее законных прав, в том числе с нарушением границ собственного земельного участка, установленных межевым планом, вынос построенного здания, сооружения или ограждения на территорию прилегающего смежного земельного участка.

В целях недопущения таких нарушений необходимо удостовериться, что границы используемого земельного участка соответствуют границам земельного участка, содержащимся в едином государственном реестре недвижимости, и не пересекают границ смежных земельных участков. В случае, если в сведениях едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о местоположении границ используемого земельного участка, необходимо обратиться к кадастровому инженеру, который проведет кадастровые работы, в результате которых будет определено местоположение границ земельного участка, а также будут подготовлены документы для обращения с заявлением о внесении сведений о границах земельного участка в едином государственном реестре недвижимости.

7.2. Использование земельного участка не по целевому назначению и (или) не в соответствии с установленным разрешенным использованием. Ответственность за такой вид правонарушений установлена частью 1 статьи 8.8 Кодекса об административных правонарушения Российской Федерации.

В правоустанавливающих документах на землю, а также в едином государственном реестре недвижимости указывается правовой режим земельного участка - его целевое назначение и вид разрешенного использования. В целях недопущения таких нарушений необходимо удостовериться что, фактическое использование земельного участка соответствует правовому режиму земельного участка.

7.3. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом. Ответственность за такой вид правонарушений установлена частью 2 статьи 8.8 Кодекса об административных правонарушения Российской Федерации.

В целях недопущения данных нарушений правообладателям земельных участков необходимо регулярно проводить комплекс культурно-технических мероприятий (расчистка от сорной растительности), а также ввести земельный участок в сельскохозяйственный оборот и использовать для сельскохозяйственного производства.

7.4. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства и огородничества. Ответственность за такой вид правонарушений установлен частью 3 статьи 8.8 Кодекса об административных правонарушения Российской Федерации.

В целях недопущения нарушений правообладателям земельных участков необходимо в сроки, установленные федеральными законами, приступить к использованию земельного участка, а также подать Уведомление о начале планируемого строительства на земельном участке для индивидуального жилищного строительства, если таковое не подано. Следует отметить, что использование земельного участка должно соответствовать виду разрешенного использования, указанному в едином государственном реестре недвижимости и правоустанавливающих документах на землю.

С учетом актуальных требований законодательства в сфере контрольной деятельности в части ее цифровизации в 2022 году осуществлялось (и будет продолжаться на постоянной основе в дальнейшем с учетом требований действующего законодательства) внесение предусмотренных сведений в информационные системы, созданные в целях реализации положений Федерального закона № 248-ФЗ:

- ЕРВК (единый реестр видов контроля);

- ЕРКНМ (единый реестр контрольно-надзорных мероприятий);

- monitoring.ar.gov.ru (совершенствование государственного управления).

Постановлением Правительства РФ № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» установлен мораторий на проведение плановых контрольных мероприятий для всех органов контроля в 2022-2030 гг. Осуществление внеплановых контрольных мероприятий, предусматривающих взаимодействие с контролируемым лицом, возможно исключительно в случаях, установленных пунктом 3 указанного постановления. Таким образом, в настоящее время преимущественно возможно проведение только мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами.