Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики городского округа город Бор на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов

В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, целях разработки проекта решения Совета депутатов городского округа город Бор «О бюджете городского округа город Бор на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» администрация городского округа г. Бор постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа город Бор на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

2. Субъектам бюджетного планирования городского округа город Бор при составлении бюджета городского округа город Бор на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики городского округа город Бор на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

3. Общему отделу администрации городского округа г.Бор (Е.А. Копцова) обеспечить опубликование настоящего постановления в газете «Бор сегодня», сетевом издании «БОР-оффициал» и размещение на официальном сайте органов местного самоуправления www.borcity.ru.

Глава местного самоуправления А.В.Боровский

Утверждены постановлением администрации городского округа г. Бор от 09.10.2023 № 5999

Основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа город Бор на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов

Основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа город Бор на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов разработаны в соответствии со статьей 18 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Бор Нижегородской области, утвержденного решением Совета депутатов городского округа город Бор от 28.02.2022 № 18 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городском округе город Бор Нижегородской области», с целью определения условий и основных подходов к формированию проекта бюджета городского округа город Бор на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

Бюджетная политика городского округа город Бор на среднесрочную перспективу сохраняет преемственность бюджетной политики предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на реализацию основных задач, определенных ежегодными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», муниципальной программой «Управление муниципальными финансами городского округа г. Бор», утвержденной постановлением администрации городского округа город Бор от 10 ноября 2016 года № 5287.

Налоговая политика городского округа город Бор в 2024-2026 годах, как и прежде, будет направлена на обеспечение поступления в бюджет городского округа город Бор всех доходных источников в запланированных объемах, а также дополнительных доходов, в том числе за счет погашения налогоплательщиками задолженности по обязательным платежам в бюджет.



1. Основные итоги реализации бюджетной и налоговой политики городского округа город Бор в 2021-2023 годах

Бюджетная и налоговая политика администрации городского округа город Бор в 2021-2022 годах была направлена на решение задач бюджетной консолидации в целях обеспечения устойчивости и сбалансированности бюджета городского округа город Бор.

Динамика основных показателей бюджета городского округа город Бор

за 2021-2022 годы

тыс. рублей

2021 год

темп роста,

%

2022 год

темп роста,

%

Доходы

4 234 275,3

107,5

5 544 256,1

130,9

в том числе налоговые и неналоговые доходы

1 635 515,4

117,3

1 788 578,0

109,3

Безвозмездные поступления

2 598 759,9

102,1

3 755 678,1

144,5

Расходы

4 072 824,8

102,6

5 499 157,7

135,0

Дефицит / Профицит

161 450,5

45 098,4

Доходы бюджета городского округа город Бор в 2022 году получены в объеме 5 544 256,1 тыс. рублей и увеличились по сравнению с 2021 годом на 1 309 980,8 тыс. рублей.

Расходы бюджета городского округа город Бор в 2022 году исполнены в объеме 5 499 157,7 тыс. рублей и увеличились по сравнению с 2021 годом на 1 426 332,9 тыс. рублей.

Как и в предыдущие годы в расходах бюджета городского округа город Бор в 2022 году выдержана социальная направленность. Расходы на отрасли социальной сферы (образование, культура, физическая культура и спорт, социальная политика) составляют 63,1% или 3 470 206,8 тыс. рублей (в 2021 году соответственно 71,6% или 2 915 707,1 тыс. рублей).

Администрацией городского округа город Бор обеспечивается своевременное и в полном объеме исполнение всех принятых расходных обязательств, в том числе по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы с учетом повышения оплаты труда в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, по предоставлению мер социальной поддержки населению, в том числе гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, реализации национальных проектов, капитальному ремонту объектов социальной инфраструктуры, строительству новых социальных объектов.

В 2022 году городской округ город Бор участвовал в реализации 5 национальных проектов, финансирование которых за счет федеральных, областных и средств местного бюджета составило 756 169,0 тыс. рублей – 99,8% от запланированной суммы.

Проводилась эффективная долговая политика, в том числе посредством использования механизма кредитных ресурсов в форме бюджетного кредита, что позволило не привлекать кредиты коммерческих банков и минимизировать расходы на обслуживание муниципального долга.

В целях повышения качества бюджетного планирования, повышения результативности и эффективности использования средств в 2021 - 2022 годах проводилась работа по следующим направлениям:

- формирование и исполнение бюджета городского округа город Бор, начиная с 2015 года, в программном формате на основе муниципальных программ городского округа город Бор;

- формирование и исполнение бюджета городского округа город Бор с использованием программ АЦК «Планирование» и «АЦК Финансы»;

- реализация комплекса мероприятий по оптимизации и реструктуризации сети муниципальных учреждений в целях выявления и ликвидации неэффективных расходов;

- ежегодное формирование муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений городского округа город Бор;

- осуществление финансирования расходов с применением механизмов утверждения лимитов бюджетных обязательств с целью недопущения образования просроченной кредиторской задолженности;

- обеспечение открытости и прозрачности информации о бюджетном процессе, об исполнении бюджета городского округа город Бор, о бюджетных и социально-экономических показателях городского округа город Бор посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» как для специалистов органов местного самоуправления городского округа город Бор, так и для граждан в доступной форме;

- ежегодное проведение публичных слушаний по годовому отчету об исполнении бюджета городского округа город Бор и по проекту бюджета городского округа город Бор на очередной финансовый год и на плановый период в целях повышения информационной открытости деятельности органов местного самоуправления городского округа город Бор и выявления общественного мнения по вопросам формирования и исполнения бюджета городского округа город Бор.

Исполнение бюджета городского округа город Бор за январь – июль 2023 года составило по доходам 3 247 217,0 тыс. рублей или 54,2% к годовому плану и превышает уровень 2022 года на 579 800,8 тыс. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы получены в объеме 1 085 530,8 тыс. рублей, что составляет 58,8% к годовому плану и превышает уровень 2022 года на 193 534,2 тыс. рублей.

2. Основные направления налоговой политики

Приоритетами налоговой политики городского округа город Бор в ближайшие три года будут являться эффективное и стабильное функционирование налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Основными направлениями налоговой политики в городском округе город Бор на 2024-2026 годы определены:

- увеличение налогового потенциала городского округа город Бор за счет налогового стимулирования деловой активности в городском округе, привлечения инвестиций, реализации высокоэффективных инвестиционных и инновационных проектов;

- продолжение политики обоснованности и эффективности применения налоговых льгот;

-  поддержка приоритетных отраслей экономики и организаций малого и среднего бизнеса;

- взаимовыгодное сотрудничество с организациями, формирующими налоговый потенциал округа;

- дальнейшее совершенствование налогового администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов бюджета городского округа город Бор и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам бюджета городского округа город Бор, активизация претензионно-исковой деятельности.

Формирование налоговых и неналоговых доходов будет основываться на вступающих в силу на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также планируемых к принятию с 2024 года следующих изменениях законодательства:

- с 1 января 2024 г. увеличивается предельный размер социального вычета по НДФЛ в части расходов на обучение детей с 50 тыс. рублей до 110 тыс. рублей на каждого ребенка, а также по иным расходам (на собственное образование, медицинские услуги и лекарства, физкультурно-оздоровительные услуги) со 120 тыс. рублей до 150 тыс. рублей;

- с 1 января 2024 г. увеличиваются ставки акцизов на автомобильный бензин класса 5, дизельное топливо и моторные масла на 4,9%;

- в 2024 году организации будут уплачивать налог на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, определенной в ходе государственной кадастровой оценки в 2023 году;

- в 2024 году физические лица будут уплачивать земельный налог за 2023 год по кадастровой стоимости земельных участков, определенной в ходе государственной кадастровой оценки в 2022 году;

- на 2024 год планируется установить коэффициент, используемый для расчета суммы фиксированного авансового платежа по налогу на доходы физических лиц для иностранных граждан в Нижегородской области, в размере 2,3;

- установление коэффициента индексации арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также арендной платы за объекты нежилого фонда на уровне планируемого среднегодового индекса потребительских цен.

3. Основные направления бюджетной политики

Основной задачей бюджетной политики на 2024 – 2026 годы является обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа город Бор, в том числе за счет:

- формирования реалистичного прогноза поступления налоговых и неналоговых доходов, основанного на прогнозе социально-экономического развития городского округа город Бор;

- обеспечения финансовыми ресурсами в первую очередь действующих расходных обязательств, гарантированного исполнения социальных обязательств городского округа город Бор, осуществления взвешенного подхода к принятию новых расходных обязательств;

- проведения взвешенной долговой политики, реализации мер, направленных на обеспечение безопасного уровня долговой нагрузки на бюджет городского округа город Бор.

В условиях ограниченности бюджетных ресурсов следующей задачей бюджетной политики является осуществление мер по повышению  эффективности и оптимизация бюджетных расходов, в том числе за счет:

- концентрации финансовых ресурсов на достижении целей и результатов, направленных на реализацию национальных проектов;

- предоставления мер социальной поддержки населению округа с учетом изменения численности их получателей и исходя из принципа адресности и применения критериев нуждаемости;

- повышения операционной эффективности использования бюджетных средств;

- вовлечения организаций, не являющихся муниципальными учреждениями, в процесс оказания муниципальных услуг;

- внедрения системы управления налоговыми расходами и обеспечения ее интеграции в бюджетный процесс.

Особое внимание будет уделяться повышению эффективности муниципального управления, а именно:

- повышению качества финансового менеджмента;

- повышению эффективности процедур проведения муниципальных закупок;

- развитию информационных технологий и интеграции информационных ресурсов в сфере управления муниципальными финансами;

- реализации принципов открытости и прозрачности управления муниципальными финансами.

4. Основные подходы к формированию бюджета городского округа город Бор

В основу формирования бюджетных назначений по доходным источникам бюджета городского округа город Бор будет принят прогноз социально-экономического развития городского округа города Бор на среднесрочный период (на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов), предусматривающий динамику развития городского округа города Бор в среднесрочной перспективе и рост основных экономических показателей, влияющих на налоговую базу.

Бюджетная политика городского округа города Бор в части расходов на 2024 - 2026 годы в первую очередь будет ориентирована на безусловное достижение приоритетов и целей, определенных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".

В среднесрочной перспективе сохраняются следующие приоритеты бюджетных расходов:

- обеспечение сохранения параметров по уровню заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";

- реализация мер социальной поддержки населения;

- реализация мер адресной поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- реализация муниципальных программ, направленных на содействие устойчивому развитию экономики городского округа город Бор, поддержку приоритетных отраслей экономики и малого бизнеса;

- приведение в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования;

- реализация мероприятий по развитию коммунальной, инженерной и социальной инфраструктуры, в том числе в рамках комплексного развития сельских территорий.

Расходы инвестиционного характера будут осуществляться в рамках муниципальных программ городского округа город Бор и в соответствии с Адресной инвестиционной программой.

Основные параметры бюджета городского округа город Бор будут определены исходя из ожидаемого прогноза поступления доходов с учетом необходимости соблюдения целевых показателей по уровню муниципального долга, а также соблюдением условий муниципальных контрактов.

5. Политика в области управления муниципальным долгом

Долговая политика в 2024-2026 годах будет строиться в соответствии с Концепцией управления муниципальным долгом городского округа город Бор на период до 2025 года, утвержденной постановлением администрации городского округа город Бор от 10 июля 2018 года № 3929, а также Планом мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики городского округа город Бор, утверждаемого распоряжением администрации городского округа город Бор от 13 июля 2020 года № 233.

Долговая политика будет направлена на обеспечение устойчивого и сбалансированного исполнения бюджета городского округа город Бор и нацелена на сохранение безопасного уровня долговой нагрузки, безусловное выполнение принятых долговых обязательств округа. Это будет способствовать повышению рейтинга городского округа город Бор и, как следствие, позволит снизить стоимость заимствований.

Основными задачами реализации долговой политики являются:

- поддержание объема муниципального долга на экономически безопасном уровне долговой устойчивости с учетом всех возможных рисков;

- поддержание объема дефицита, объема муниципального долга в пределах ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Концепцией управления муниципальным долгом городского округа город Бор на период до 2025 года, утвержденной постановлением администрации городского округа город Бор от 10 июля 2018 года № 3929, а также заключенными соглашениями «О социально – экономическом развитии и оздоровлении муниципальных финансов бюджета городского округа город Бор Нижегородской области»;

- повышение эффективности муниципальных заимствований, сокращение рисков, связанных с их осуществлением;

- оптимизация источников (структуры) муниципального долга с целью минимизации стоимости его обслуживания, в том числе за счет частичного замещения рыночных долговых обязательств бюджетными кредитами из федерального и/или областного бюджетов;

- обеспечение открытости и прозрачности информации о муниципальном долге городского округа город Бор.

6. Повышение эффективности управления исполнением бюджета городского округа город Бор

В рамках повышения эффективности кассового исполнением бюджета городского округа город Бор планируется:

- дальнейшее применение механизма казначейского сопровождения по целевым средствам;

- совершенствование процедуры управления средствами на едином счете местного бюджета, повышение качества прогнозирования кассового плана с использованием принципа сбалансированности поступлений и перечислений из местного бюджета, обеспечение непрерывности и своевременности выплат;

- обеспечение эффективного и полного использования бюджетных средств.

7. Политика в сфере финансового контроля и контроля в сфере закупок

Деятельность администрации городского округа город Бор в сфере финансового контроля и контроля в сфере закупок будет направлена на:

- осуществление контрольной деятельности в целях:

обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и правоотношения в сфере закупок, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из местного бюджета, формирование доходов и осуществление расходов местного бюджета при управлении и распоряжении муниципальным имуществом и (или) его использовании;

соблюдения условий муниципальных контрактов и договоров (соглашений) о предоставлении средств из местного бюджета, а также условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из местного бюджета и муниципальных контрактов;

обеспечения достоверности отчетов о результатах предоставления и использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации муниципальных программ, отчетов об исполнении муниципальных заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из местного бюджета;

- стандартизацию контрольной деятельности в соответствии с федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, предусматривающую единые принципы контрольной деятельности, правила планирования контрольных мероприятий, их проведения и оформления, реализации их результатов и правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности, права и обязанности должностных лиц органов внутреннего муниципального финансового контроля и объектов внутреннего муниципального финансового контроля, правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего муниципального финансового контроля и их должностных лиц;

- проведение контрольных мероприятий, направленных на предупреждение и предотвращение нарушений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в том числе при реализации национальных и федеральных проектов;

- пресечение и исключение негативных последствий нарушений законодательства, обеспечение применения ответственности за нарушения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок;

- проведение профилактической работы по предупреждению нарушений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок.



_________________________