Об утверждении Основных направлений долговой политики городского округа город Бор на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов

В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 39 Устава муниципального образования городского округа город Бор администрация городского округа г. Бор постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления долговой политики городского округа город Бор на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

2. Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.

3. Общему отделу администрации городского округа г. Бор (Е.А. Копцова) обеспечить опубликование настоящего постановления в газете «Бор сегодня», сетевом издании «БОР-оффициал» и размещение на официальном сайте органов местного самоуправления www.borcity.ru.

Глава местного самоуправления А.В. Боровский

Утверждены постановлением администрации городского округа город Бор Нижегородской области от 30.10.2023 № 6476

Основные направления долговой политики городского округа город Бор на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов

Основные направления долговой политики городского округа город Бор на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов (далее – долговая политика городского округа город Бор) разработаны в соответствии со статьей 107.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, с целью определения основных подходов к формированию проекта городского бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.

Долговая политика городского округа город Бор является составной частью бюджетной политики, которая определяется основными направлениями бюджетной и налоговой политики городского округа город Бор на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.

Долговая политика городского округа город Бор направлена на создание целостной эффективной системы управления муниципальным долгом городского округа город Бор для обеспечения финансирования расходов городского бюджета за счет заемных средств при сохранении объема муниципального долга на экономически безопасном уровне, с учетом минимизации всех возможных рисков, проведения взвешенной долговой политики, реализации мер, направленных на обеспечение безопасного уровня долговой нагрузки на бюджет городского округа город Бор.

1. Итоги реализации долговой политики городского округа город Бор в 2022 году

В 2022 году долговая политика была ориентирована на решение таких задач, как поддержание объема муниципального долга на экономически безопасном уровне, поддержание равномерного распределения долговой нагрузки на городской бюджет, мобилизация финансовых ресурсов с целью своевременного исполнения принятых долговых обязательств, соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Нижегородской области и Соглашением с министерством финансов Нижегородской области о социально-экономическом развитии и оздоровлении муниципальных финансов бюджета городского округа город Бор.

Муниципальный долг по стоянию на 01 января 2022 года составил 177 000,0 тыс. руб., на 01 января 2023 года – 177 000,0 тыс. руб. Уровень муниципального долга городского округа и уровень долговой нагрузки в 2022 году и по состоянию на 01 октября 2023 года находились в пределах ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 07 июля 2020 года № 560 «Об утверждении Правил проведения оценки долговой устойчивости муниципальных образований Нижегородской области» министерством финансов Нижегородской области ежегодно проводится оценка долговой устойчивости муниципальных образований Нижегородской области.

На основе фактических данных по итогам 2022 года и плановых бюджетных показателей 2023 года, в соответствии с приказом министерства финансов Нижегородской области от 29 сентября 2023 года № 195 «О классификации муниципальных округов и городских округов Нижегородской области по группам долговой устойчивости» городской округ г. Бор отнесен к группе муниципальных образований с высоким уровнем долговой устойчивости.

Муниципальный внутренний долг городского округа город Бор по состоянию на 1 января 2023 года (тыс. руб.)



Долговые обязательства

Долг на 01.01.2022

Привлечено

Погашено

Списано в текущем году

Долг на 01.01.2023

Обслуживание за счет средств бюджета городского округа город Бор с нарастающим итогом с начала года

Нарастающим итогом с начала года по текущему курсу

Проценты

Прочие

1

2

3

4

5

6

7

8

Муниципальный долг

1.Кредиты коммерческих банков и иных кредитных организаций

177 000,0

0,0

177 000,0

-

0,0

1 544,9

-

2.Бюджетные кредиты

0,0

177 000,0

0,0

-

177 000,0

75,6

-

3.Муниципальные ценные бумаги

-

-

-

-

-

-

-

4.Муниципальные гарантии

-

-

-

-

-

-

-

Итого муниципальный долг

177 000,0

171 000,0

177 000,0

-

177 000,0

1 620,5

-

Верхний предел муниципального долга на 1 января 2024 года запланирован в объеме 255 400,0 тыс. руб. или 21,6 процент от доходов без учета безвозмездных поступлений и поступлений дополнительного норматива отчислений от налога на доходы физических лиц.

По состоянию на 1 октября 2023 года отношение объема муниципального долга к утвержденной сумме налоговых и неналоговых доходов без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц составило 14,9 процентов.

Условие соглашения с министерством финансов Нижегородской области о социально-экономическом развитии и оздоровлении муниципальных финансов бюджета городского округа город Бор Нижегородской области от 18 января 2023 года № СЭР-43-28/2023 об установлении на 2023 год доли объема муниципального долга не более 40 процентов общего годового объема доходов местного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц выполняется.

Объем муниципального долга на 1 октября 2023 года составил 177 000,0 тыс. руб. – бюджетный кредит, предоставленный министерством финансов Нижегородской области на погашение долговых обязательств муниципального образования в виде обязательств по муниципальным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций бюджету городского округа город Бор.

По состоянию на 01 октября 2023 года бюджетные ассигнования на финансирование расходов на обслуживание муниципального долга на текущий финансовый год предусмотрены в общей сумме 10 533,1 тыс. руб. или 0,2 процента от планового объема расходов городского бюджета за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Условие, установленное статьей 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по ограничению доли расходов на обслуживание муниципального долга от планового объема расходов городского бюджета за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в размере 15 процентов выполняется.

По состоянию на 1 октября 2023 года платежи по погашению и обслуживанию муниципального долга, возникшего по состоянию на 1 января 2023 года, не осуществлялись.

2. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики городского округа город Бор

В 2024 году и плановом периоде 2025 и 2026 годов долговая политика городского округа город Бор будет направлена на предотвращение увеличения объема муниципального долга к доходам без учета безвозмездных поступлений и поступлений дополнительного норматива отчислений от налога на доходы физических лиц, а также на равномерное распределение долговой нагрузки по годам.

Основными факторами, положительно влияющими на характер и направления долговой политики городского округа город Бор, являются:

1) возможное поступление налоговых и неналоговых доходов в бюджет городского округа сверх утвержденного плана, что позволит снизить объем муниципального долга на конец финансового года и долговую нагрузку на бюджет городского округа;

2) возможный кассовый разрыв, при котором в течение финансового года возникают остатки средств на едином счете бюджета городского округа, что позволит снижать объем муниципального долга в течение финансового года с целью возникновения экономии по расходам на обслуживание муниципального долга;

3) возможная денежно-кредитная политика Центрального банка Российской Федерации, направленная на снижение размера ключевой ставки Банка России, которая положительно сказывается на процентные ставки по кредитам от кредитных организаций.

Основными факторами, негативно влияющими на характер и направления долговой политики городского округа город Бор:

1) риски снижения налоговых и неналоговых доходов бюджета городского округа вследствие ухудшения общеэкономической ситуации в Нижегородской области и городском округе город Бор, изменения норм федерального и областного законодательства, влекущие за собой снижение доходов бюджета городского округа город Бор и (или) увеличение расходов городского бюджета, что может стать причиной роста объема муниципального долга на конец финансового года и долговой нагрузки на городской бюджет;

2) риски роста процентных ставок, обусловленные как ухудшением экономической ситуации в стране, так и неблагоприятными внешнеполитическими факторами;

3) денежно-кредитная политика Центрального банка Российской Федерации, направленная на повышение размера ключевой ставки Банка России, которая негативно сказывается на процентные ставки по кредитам от кредитных организаций;

Накопление вышеперечисленных факторов может повлиять на уровень долговой нагрузки и, как следствие, дальнейший рост расходов на обслуживание муниципального долга.

3. Цели и задачи долговой политики городского округа город Бор на 2024 -2026 годы.

Целями долговой политики городского округа город Бор являются обеспечение устойчивого и сбалансированного исполнения бюджета городского округа город Бор, сохранение безопасного уровня долговой нагрузки, исполнение принятых долговых обязательств, проведение взвешенной политики в области муниципальных заимствований, поддержание объема муниципального долга на экономически безопасном уровне долговой устойчивости с учетом всех возможных рисков.

Основными задачами реализации долговой политики являются:

1) поддержание объема дефицита, объема муниципального долга в пределах ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Концепцией управления муниципальным долгом городского округа город Бор на период до 2025 года, утвержденной постановлением администрации городского округа город Бор от 10 июля 2018 года N 3929, а также заключенными соглашениями "О социально-экономическом развитии и оздоровлении муниципальных финансов бюджета городского округа город Бор Нижегородской области";

2) поддержание объема муниципального долга на экономически безопасном уровне долговой устойчивости с учетом всех возможных рисков;

3) повышение эффективности муниципальных заимствований городского округа город Бор, сокращение рисков, связанных с их осуществлением;

4) оптимизация структуры муниципального долга с целью минимизации стоимости его обслуживания, в том числе за счет частичного замещения рыночных долговых обязательств бюджетными кредитами из федерального и/или областного бюджетов;

5) обеспечение открытости и прозрачности информации о муниципальном долге городского округа город Бор.

4. Инструменты реализации долговой политики на 2024 – 2026 годы

Долговая политика городского округа город Бор будет реализовываться с учетом норм, изложенных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, постановлении Правительства Нижегородской области от 7 июля 2020 года № 560 «Об утверждении Правил проведения оценки долговой устойчивости муниципальных образований Нижегородской области», решении Совета депутатов городского округа город Бор Нижегородской области от 28 июня 2022 года № 53 «Об утверждении положения о муниципальном долге городского округа город Бор Нижегородской области» (в редакции решения Совета депутатов городского округа город Бор Нижегородской области от 30.05.2023 № 44), постановлении Администрации городского округа город Бор от 10 июля 2018 года № 3929 «О концепции управления муниципальным долгом городского округа город Бор на период до 2025 года» (в редакции постановления администрации городского округа г. Бор от 26.06.2023 № 3740).

Объемы и параметры муниципальных заимствований будут определяться в соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации для отнесения городского округа город Бор к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости, а именно:

1) обеспечение не более 50 процентов объема муниципального долга к общему объему доходов бюджета городского округа без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц;

2) обеспечение не более 15 процентов годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов бюджета городского округа и дотаций из бюджетной системы российской Федерации;

3) обеспечение не более 5 процентов доли расходов на обслуживание муниципального долга бюджета городского округа в общем объеме расходов бюджета городского округа за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В предстоящем периоде долговая политика городского округа город Бор будет направлена на осуществление заимствований в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач.

Объем и параметры муниципальных заимствований будут определяться таким образом, чтобы обеспечивалась сбалансированность бюджета, оптимизировался график погашения основного долга, минимизировались расходы на обслуживание муниципального долга.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации будет использоваться механизм привлечения кредитов кредитных организаций на конкурентной основе по итогам проведенных электронных аукционов, в целях покрытия дефицита бюджета, погашения ранее привлеченных долговых обязательств в соответствии со сроками погашения, для досрочного замещения задолженности под меньшую процентную ставку, и в случае необходимости, для пополнения в течение финансового года остатков средств на счетах местного бюджета.

Сохранится практика привлечения кредитов кредитных организаций в форме возобновляемых кредитных линий, что позволит привлекать и погашать кредитные ресурсы в кратчайшие сроки, а также обеспечит возможность экономии по расходам на обслуживание муниципального долга.

В 2024 – 2026 годах будет продолжено взаимодействие с министерством финансов Нижегородской области по вопросам предоставления/реструктуризации бюджетных кредитов на частичное покрытие дефицита бюджета городского округа город Бор.

Предоставление муниципальных гарантий городского округа город Бор в 2024 – 2026 годах в виду больших финансово-экономических рисков не планируется.

Информация о проводимой долговой политике является открытой и общедоступной. Соответствующие сведения предоставляются на сайте администрации городского округа город Бор Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Раскрытие информации о долговых обязательствах и проводимой заемной политике является важным элементом формирования благоприятной кредитной истории городского округа.

Основными мероприятиями повышения эффективности долговой политики городского округа город Бор являются:

- планирование и осуществление муниципальных заимствований городского округа город Бор исходя их графиков погашения долговых обязательств с учетом стоимости обслуживания, влияния на платежеспособность бюджета городского округа и оптимизации структуры муниципального долга городского округа город Бор;

- проведение работы с кредитными организациями по снижению процентных ставок по ранее заключенным муниципальным контрактам;

- мониторинг соответствия предельного уровня дефицита бюджета, муниципального долга городского округа город Бор ограничениям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

5. Анализ рисков для бюджета городского округа город Бор, возникающих в процессе управления муниципальным долгом

Основными рисками, связанными с управлением муниципальным долгом, являются:

1) риск невозможности рефинансирования действующих долговых обязательств с истекающими сроками погашения на приемлемых условиях.

В условиях нестабильности на финансовых рынках может возникнуть ситуация, когда кредиторы могут отказаться от предоставления новых займов, с учетом того, что условия, предлагаемые городским округом¸ будут являться экономически невыгодными.

Для управления рисками, связанными со способностью городского округа своевременно исполнять свои долговые обязательства, будет осуществляться мониторинг конъюнктуры финансовых рынков с целью анализа перспективы рефинансирования имеющихся обязательств. Для равномерного распределения объемов погашения по годам будут привлекаться среднесрочные и долгосрочные муниципальные заимствования.

2) риск увеличения суммы расходов на обслуживание долга вследствие повышения процентных ставок по кредитам от кредитных организаций.

В процессе управления процентными рисками, влияющими на стоимость заимствований, будет производиться мониторинг ситуации на финансовых рынках на постоянной основе и учет прогноза изменения процентных ставок на финансовом рынке (в том числе ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации) при планировании расходов на обслуживание муниципального долга. При мониторинге будут использоваться в том числе данные сайта Единой информационной системы в сфере закупок.

3) изменение норм федерального и областного законодательства, влекущие за собой снижение доходов городского округа город Бор и (или) увеличение расходов бюджета городского округа;

4) риск недостижения утвержденных годовых объемов поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета, в том числе в связи с ухудшением общеэкономической ситуации в Нижегородской области и городском округе;

Указанные выше риски должны снижаться путем обеспечения системы постоянного контроля за соблюдением нормативных правовых актов.